EXIT project — российская музыкальная группа, исполняющая инструментальную музыку в стиле «арт-фьюжн» (Nu Jazz, World Music, Electronic, Fusion). Из всего многообразия музыки, когда-либо созданной под именем EXIT project можно выделить общее — тонкое смешение живых инструментов и электроники, мелодизм, стилистическая эклектичность.
EXIT project был создан в 2001 году как открытый музыкальный проект, некоммерческая творческая лаборатория, в которую могут вливаться и творить профессиональные музыканты, с содержательными творческими идеями, не укладывающимися в формат, диктуемый конъюнктурной и коммерчески-ориентированной шоу-индустрией. Результатом стал выход в свет ряда нетривиальных музыкальных работ, использующих все доступные музыкантам акустические, электрические и электронные инструменты. Отсюда и жанровая эклектичность, названная музыкантами и критиками Арт-Фьюжн art-fusion. У истоков создания стоят бессменный директор и вдохновитель проекта Валерий Мифодовский и московский гитарист, аранжировщик Роман «RO-mix» Смирнов.
Первый диск с характерным названием ‘Live Electricity’ (Живое Электричество) (2002) был издан на лейбле CD Land Records. Дебют получил живой резонанс в среде музыкальных эстетов и был благословлён ёмкой рецензией критика Артемия Троицкого: «…У EXIT project есть всякие достоинства (типа „хорошо играют“, непротивно поют, грамотно пишутся…), но более всего они мне нравятся тем, что, в отличие от всех наших разумных поп/рок-сверчков, они категорически не желают „знать свой шесток“, не определяют себя ни в какое форматное гетто. Послушать их дебютный альбом — всё равно, что пройтись в лёгкую по какой-нибудь музыкальной энциклопедии…»
Альбом разошёлся по музыкальным магазинам страны и также находится в свободном доступе в сети интернет. Несколько треков с альбома вошли в различные компиляции. Все вырученные музыкантами средства с распространения диска пошли в фонд сохранение дикой природы WWF.
Год спустя гитарист и аранжировщик Роман «RO-mix» Смирнов, основной автор Live Electricity, влился в сообщество молодых московских музыкантов — гитариста Олега Смирнова, барабанщика Владимира «Биг» Глушко, контрабасиста Михаила Финагина, флейтиста Антона Кочуркина. Поиграв в этом составе около года, коллектив выпустил демо-диск, который по количеству участников получил название «Квинтет» (2004) и также был издан под именем EXIT project. Музыкально это был сугубо акустический материал с джазовым окрасом. Сырой и записанный вживую демо-диск имел скорее внутреннюю музыкантскую ценность, и скорее фиксировал состояние и настроение музыкантов, нежели претендовал на серьёзную музыкальную значимость.
Почти сразу после записи Квинтета из состава участников вышли контрабасист Михаил Финагин (Agephonica) и флейтист Антон Кочуркин. Оставшееся трио взялось за интеграцию электронных инструментов в живое звучание, и материал демо 2006 так и не вышедший целиком на диске, стилистически уже тяготел к прог-року. Концертный состав представлял собой двух гитаристов-электронщиков и барабанщика, играющего на MIDI-барабанах. Состав выступил на нескольких крупных тематических фестивалях (In-Prog, Пустые Холмы, Space of Joy), в прямых эфирах «радио Культура» и получил высокие оценки слушателей и критиков. В 2006 к коллективу присоединились джазовая вокалистка Екатерина Зинич, перкуссионист-шоумен Джон Кукарямба, бас-гитарист Тимур Пирогов, пианист Григорий Сандомирский, а Роман Смирнов покинул концертирующий состав.
Весной 2007 года музыканты с успехом выступили на фестивале «Золотая Маска», пригласив в состав известного фри-джазового саксофониста и импровизатора Сергея Летова. Концертный альбом Live at Golden Mask вышел три года спустя. Этим же составом EXIT project был представлен в прямом теле-эфире программы «Брать Живьём» на канале О2ТВ в ноябре 2007. Звучание «Live at Golden Mask» преимущественно живое джаз- и арт-роковое, с явно подчиненной ролью электронных инструментов — что и понятно, при таком богатом инструментальном составе:
C 2007 года музыканты активно сотрудничают с московским дизайнером Михаилом Васильевым, занимающимся как оформлением дисков проекта, так и делающим концертные афиши, полиграфической продукции, объединённых единым стилистическим почерком художника.
Параллельно с этим, самый старый участник проекта Роман «RO-mix» Смирнов выпустил сольный альбом Hack The World (2005). Будучи студийной работой, альбом стилистически и настроением продолжал канву Live Electricity (2002) и отличался неповторимой самобытностью, с приматом электронного звучания. Альбом был оригинально издан сразу в нескольких версиях (на USB Flash в двух версиях, в жестяной коробке с элитным чаем и инструкцией по «взлому мира») и разошёлся среди меломанов как один из немногих современных артефактов экспериментальной и электронной российской сцены. Жанрово материал тяготел к IDM с нетривиальными полифоническими мелодическими фактурами. Некоторые треки были использованы в аудио-сказке Карандаш и самоделкин в Египте, московского арт-проекта Аудио-Театр Альбом приобрел широкий успех, когда журналы Салон Аудио и Видео и Автозвук выпустили альбом тиражом 50000 копий приложением к печатному выпуску. Также материал альбома использован в аудио-шоу «Space Mowgli» по мотивам повести «Малыш» братьев Стругацких, а также в Народной книге по мотивам романа Евгения Гришковца Реки.Тем не менее, альбом был исключительно студийной работой и его композиции ни разу не были исполнены вживую.
В 2007 году Роман Смирнов и Олег Смирнов работали над новым релизом. Третий студийный альбом EXIT projectполучил название «Mystery Journey of Gil With Her Death» («волшебное путешествие девочки и её смерти»). рецензии. Это концептуальная история про девочку из прошлого, которая попала в будущее, которого нет… Кульминацией диска явилась аудио-сказка «Девочка и Смерть», повествующая о тонких гранях реального и ставящая множество философских вопросов перед слушателем. Альбом впервые вышел в свободный доступ в интернет в форме мультимедийного подкаста, представляющего собой синтез музыки, визуального художественного искусства и поэтического текста: музыку можно воспринимать прямо с экрана как синтез трех элементов — звук, графика, текст, каждый трек стал проиллюстрирован текстом и графикой художника Валерия Кудаева. Затем вышел и физический CD. Треки с альбома разошлись по большому количеству сборников.
Тем временем, параллельно существующий «живой» концертирующий состав Live at Golden Mask распадается.
В 2008 году формируются две независимые концертные программы. Роман Смирнов, Олег Смирнов совместно с Кириллом Паренчуком (перкуссия, сопрано саксофон) формируют мобильное импровизационное трио Shanti Place, совмещающее богатое электронное звучание с выраженным колоритом индийской музыки. А вскоре Джон Кукарямба, Владимир «Биг» Глушко, Олег Смирнов и Роман Смирнов формируют перкуссионно и акустически ориентированную импровизационную программу «Ku-Dance».
Параллельно готовятся к изданию две студийные работы — альбом «Shanti Place», представленный преимущественно композициями Романа Смирнова и альбом «Сон Через Мост», продюсируемый Олегом Смирновым при участии Кирилла Паренчука, Екатерины Зинич.
Весной 2010 года EXIT project собирается новый концертирующий состав, продолжающий концепцию программы «Live at Golden Mask». Новая программа получила название Color Splashes — большой состав включил в себя Олега Смирнова (программинг, бас-гитара, гитара), Владимира «Биг» Глушко (ударные), Джона Кукарямбу (перкуссия, эффекты, голос), Марию Логофет (скрипка) и Анастасию Богуславскую (саксофон).
Альбомы:
- Live Electricity, 2002
- Hack The World, 2005
- Mystery Journey of Girl with her Death, 2007
- Сон Через Мост, 2012
- The Past is the Future, 2014
- Color Splashes v1, 2014
- Color Splashes v2, 2015