Animals – одна из самых недооцененных пластинок Pink Floyd. Она втиснулась между наиболее известными работами группы (поэтому малоизвестна среди простых обывателей), на ней всего пять песен (строго говоря, четыре) и три из них длятся не менее десяти минут. Именно эти факторы отпугивают многих от ее прослушивания и ставят на задний план всей дискографии группы. Тем не менее, Animals обладает несомненным культовым статусом, т.к. не редкость увидеть среди отзывов слушателей Pink Floyd мнения о том, что эта пластинка не только самое необычное их творение, но и самое лучшее.
обложка Animals
Animals действительно стоит особняком от других работ группы. Здесь нет обращения к загадочному и мистическому, к темам безумия, изоляции или психоделии. Наоборот, песни хлещут метафорами, но в то же время бьют прямо в лоб, от чего посыл интуитивно понятен каждому.
Каждый из их предыдущих концептуальных альбомов обладает надеждой, с долей обреченности и фатализма, но все равно, в них есть светлая, радостная сторона. В Animals ее практически нет. Это самая злая и яростная их работа, как в плане лирики, так и музыки. Ребята остались верны своему стилю – концептуальность, мелодичность, новаторство. Но от настроения, веющего от Animals, становится не по себе, но в то же время оно цепляет.
Давайте посмотрим, что же выделяет эту пластинку среди других и почему.
Если кратко, то выделяет маниакальный смех Роджера в каждой песне всё:
1) Визуал;
2) Актуальная концепция;
3) Лирика;
4) Интересное звучание, необычные музыкальные находки;
5) Потрясающие живые исполнения вкупе с шикарным шоу.
Визуал
Если раньше на обложках было что-то сюрреалистичное, вроде горящих мужчин или радужных призм, то теперь мы видим довольно угрожающий и драматичный пейзаж, существующий в реальности – это заброшенная электростанция Баттерси в Лондоне, освещенная кровавым солнцем. Хотя некий сюр присутствует – летающая среди труб свинья. Все это производит впечатление мощи, устрашения, недоумения, легкой жути.
Внутри конверта мы видим черно-белые фотографии окрестностей разрушающейся станции – уже понимаете, какое будет настроение у пластинки? Разруха, упадничество…
На сторонах пластинки через эффект фиш-ай расположились изображения собаки, свиньи и овцы на фоне природы и прекрасного синего неба. Сплошная пастораль (черта с два).
И название соответствующее – «Animals» (которого на обложке, как обычно, нет). Чаще всего, его переводят как «Животные», но прослушав песни, понимаешь, что более точным будет «Звери».
Концепция
Pink Floyd были на пике своей формы в те годы. Только что ими были записаны два альбома, вошедших в музыкальную историю. Аудитория увеличилась, объем выступлений и размеры площадок тоже. И даже тогда музыкантам больше хотелось, чтобы их слушали, а не приходили поорать или потусоваться. Но не судьба. Именно в туре по продвижению Animals был достигнут рекорд по единовременному количеству зрителей.
1977 год. В Британии не самая лучшая ситуация – безработица, протесты, жесткая политика. Музыка тогда развивалась семимильными шагами, молодежь начала слушать нечто более яростное и жесткое, в моду вошло панк-движение. К слову, в этом году вышли такие альбомы как Leave Home — Ramones, The Clash — The Clash, и, конечно, культовый Never Mind The Bollocks — Sex Pistols. Куда там медитативным Pink Floyd с умными и глубоко-психологичными текстами. Забавно, что, при всем уважении, никакой Джонни Лайдон, орущий «no future», не сможет перебить тонкую обжигающую ярость Animals, достигнутую за счет метафоричности и гениальной музыкальной составляющей.
Плотные графики, огромные толпы зрителей, семейные неурядицы, внутренние проблемы, неудачные денежные вклады – все это сильно давило на ребят. К счастью для нас, весь этот мрак вылился в Animals.
Сразу стоит отметить, что Animals написан не по «Скотному двору» Оруэлла. Однако Роджер Уотерс, будучи типичным демиургом, взял из него некий базис, на основе которого и была придумана концепция. Если Оруэлл показал сатиру на тоталитаризм, то в данной пластинке открыто критикуется капитализм. Роджер одолжил термины и окунул их в другую реальность.
Согласно концепции альбома, общество делится на три социальных слоя. Свиньи, псы и овцы. Так же называются центральные песни.
Свиньи – чиновники, уверенные в своей правоте и справедливости, самодовольные начальники, политики-морализаторы и т.д.
Псы – агрессивные, безжалостные дельцы, но несмотря на это, ненавидящие свиней.
Овцы – бессильные, пассивные, невидящие правды за красивой ложью люди.
И эти три социальных слоя сталкиваются друг с другом. Посмотрим, что из этого выйдет…
Лирика. Музыка.
Необязательно знать на фоне каких событий и настроений была записана пластинка. Это детали, которые помогают лучше понять концепцию. Но в принципе достаточно просто следовать логической цепочке авторов.
Берем пластинку и первым делом в глаза бросается летающая между труб свинья. Внутри мы видим типичных представителей фермы. Читаем названия песен… Так-так, «Крылатые свиньи». Может после прослушивания станет понятнее, что творится на обложке.
А первая и последняя песни действительно про летающих свиней. Они обрамляют альбом (этот прием зацикливания Pink Floyd использовали неоднократно).
Вообще, и у пластинки, и у песен очень интересная структура, впрочем, как и всегда. Сплошная драматургия. Или архитектура… это ближе некоторым участникам группы.
Все имеет круговую замкнутую форму: тексты, музыка будто вращаются и закручиваются. И очень много интересных музыкальных приемчиков.
Конструкция пластинки соответствует классическим приемам литературных жанров:
Пролог: «Pigs on the Wing (Part 1)» — «Крылатые свиньи (часть 1)».
Завязка: «Dogs» — «Псы».
Развитие: «Pigs (Three Different Ones)» — «Свиньи. Три вида».
Кульминация и развязка: «Sheep» — «Овцы».
Эпилог: «Pigs on the Wing (Part 2)» — «Крылатые свиньи (часть 2)».
«Pigs on the Wing (Part 1)» — «Крылатые свиньи (часть 1)»
Пластинку открывает простая, мелодичная баллада, которая сопровождается лишь акустической гитарой. Трек несет светлое, но в то же время, меланхоличное настроение. Лирический герой поет: «если бы тебе было плевать на меня, а мне на тебя, то мы бы так и блуждали по жизни, поглядывая наверх, сквозь дождь, гадая, кого из уродов во всем винить и наблюдая за крылатыми свиньями». Неизвестность и неуверенность в будущем, отвратная погода, отсутствие понимающего и разделяющего твои мысли человека, всеобщее равнодушие, апатия, но особенно напрягает (и усугубляет и так мрачное настроение) присутствие в твоей жизни всяких свиней…
После легкой, акустической песни, мы мягко пробуждаемся, словно, после хорошего сна или тоскливой мечты о лучшем и возвращаемся в суровую реальность. Не случайно «Dogs» начинается с эффекта fade-in – плавного появления мелодии.