Русская рок-опера под загадочным названием «Юнона и Авось» считается самым известным в жанре, достаточно редком в Советском Союзе. До этого в стране было известно только одно такое произведение, «Иисус Христос — Суперзвезда» Оно было создано в стиле хард-рок на основе текстов из Нового Завета.
Первая русская рок-опера
Каждая песня, звучавшая в рок-опере, была неповторимым хитом, до сих пор актуальным среди меломанов. Некоторые вещи, проделанные Э. Ллойдом Уэббером и Т. Райсом в либретто исполнении, вызвали негодование христианской общественности.
Внимание! Нехарактерным было отведение приоритетной роли Иуде, выставлении извечного предателя главным, рациональным и последовательным героем, придание Иисусу Христу эмоциональности и непонимания выполняемой миссии.
Исполнение музыкантами на сцене вызвало намного меньше нареканий, чем экранизация, сделанная Н. Джуисоном. Она понравилась и критикам, и зрителям, но снова подверглась нападкам верующих. В Московском театре С. Намина все еще идет русская версия рок-оперы «Иисус Христос-Суперзвезда», которая пользуется огромной зрительской популярностью.
Своеобразной русской версией рок-оперы «Суперзвезда» стало произведение А. Рыбникова:
- «Юнона и Авось» написана по мотивам поэмы Андрея Вознесенского;
- к поэту обратились за помощью в написании либретто спектакля по «Слову о полку Игореве», но он отказался принимать участие в воплощении идеи и предложил свою поэму «Авось»;
- сюжет повествования выстроен по мотивам кругосветного путешествии Н. Резанова и истории его кратковременной, но великой любви.
Это было несомненной удачей композитора А. Рыбникова и известного поэта.
Важно! Со спектаклем гастролировали по Европе, первая русская рок опера переведена на десятки языков, поставлена во многих странах мира, до сих пор собирает аншлаги благодарных зрителей. Только за 3 года она выдержала более тысячи представлений. Неповторимая музыка и текст привели ее в список 7 самых знаменитых рок-опер в мировой истории.
Популярные рок-оперы русских композиторов
Официальная первая русская рок-опера была далеко не единственным произведением, созданным российскими исполнителями в жанре рок-оперы. В рейтинге знаменитых находится еще одно произведение А. Рыбникова – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», на стихи П. Неруды. Она шла 17 сезонов в Театре им. Ленинского Комсомола. По дате выпуска именно она была первым произведением жанра в Советском Союзе и запрещалась более десятка раз чиновниками из тогдашнего Управления культуры. Полнометражный фильм по спектаклю был поставлен 7 лет спустя режиссером В. Грамматиковым.
Есть и другие шедевры, незаслуженно забытие в наше время:
- Произведение «Орфей и Эвридика» знаменитого советского композитора А. Журбина, на момент выхода бало названо зонг-оперой. Ее занесли в Книгу рекордов Гиннеса, как спектакль с рекордным количеством представлений, данных одним коллективом. Это четвертая по счету в мире рок-опера, после «Суперзвезды», «Томми» и еще одного альбома The Who со словами рок-опера на обложке. Первое исполнение – ансамбль «Поющие гитары» с солировавшими И. Понаровской и А. Асадуллиным.
- «Стадион» А. Градского, негласный лидер отечественного рейтинга по масштабности проекта, составу участников и качеству исполнения и записи, созданная о событиях в Чили по стихам М. Пушкиной. В записи принимали участие А. Пугачева, И. Кобзон, два знаменитых Андрея – Миронов и Макаревич.
- «Братская ГЭС» -– большая историческая рок-опера, созданная иркутской группой «Баргузины» на стихи Е. Евтушенко, записана по-любительски, признана любопытным явлением, но практически забытая в настоящее время.
- А. Богословский написал рок-оперу «Алые паруса». Она была записана ВИА «Музыка и вышла на фирме «мелодия».
- У скандальной группы «Сектор Газа» есть рок-панк-опера «Кащей Бессмертный, общей протяженностью в 40 минут.
- Э. Артемьев три десятилетия работал над рок-оперой «Преступление и наказание». Которую закончил только в первом десятилетии нынешнего века. Она не дождалась своей постановки, но есть на музыкальном сайте Всемирного информационного пространства.
- В аудиозаписи есть «Мастер и Маргарита» А. Градского, с участием оркестра и множества исполнителей, но она не выложена в широкий доступ.
Особой популярностью пользуется «Капитанская дочка» Андрея и Ольги Петровых. Это спектакль театра «На Басманной». Ее рекламируют, как произведение, помогающее изучению школьной программы. Но настоящие ценители жанра уверены, что он процветал в СССР, а это произведение – скорее мюзикл, чем настоящий русский рок.
В перечислении выдающихся произведений отечественного рока нельзя не вспомнить трилогию русских национальных опер от челябинской группы «Ариэль»: «Емельян Пугачев», написанную на либретто В. Яшкина, по мотивам поэмы С. Есенина, «Мастера» на стихи А. Вознесенского, «За землю Русскую». Все три произведения в свое время имели бешенный успех, но некоторые фрагменты есть только в любительской записи с концертов. По воспоминаниям тех, кому довелось услышать оригинальное исполнение легендарной челябинской группой этих шедевров, мощная энергетика и сила музыки не сравнимы с посещением филармонии, где играет самый совершенный симфонический оркестр.